- БАРТ РОЛАН
- (Barthes, Roland) (1915—1980) — французский социальный теоретик и один из ведущих представителей семиологии. Его труды, обычно посвященные структуралистскому подходу, испытали также влияние социальной антропологии и марксизма. Наиболее известные из них включают работы о мифах, идеологии и попкультуре. Он был влиятельной фигурой в изучении культуры благодаря своим трудам по семиологии и скорее исследованиям текста, нежели изучению его авторов. Барт писал о событиях повседневной жизни, имиджах и действиях, показывая преобладание идеологии в тех сферах, которые нередко представлялись свободными от какой-либо политической значимости (например, рекламные афиши вина или маргарина). Он распространил свой интерес на антропологическое определение мифа — один из способов утверждения общественных норм в качестве не нуждающихся в доказательстве фактов природы, и преобладающий аспект" культуры, состоящий из систем знаков, посредством которых мы познаем и отражаем самих себя. Мода, например, может рассматриваться как система значений, в которой одежда разнится путем подчеркивания деталей, а ее обладатель находит место в постоянно меняющемся мире символов. Барт доказывал, что культурные формы в сущности неоднозначны и допускают разные интерпретации или иное понимание. Среди ключевых его работ — "Мифология" (1957) и "Основы семиологии" (1964).
Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече. Дэвид Джери, Джулия Джери. 1999.